Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

маяковский в.в

Афоризмы

Маяковский Владимир Владимирович (1893 - 1930)

Русский поэт.

Афоризмы, цитаты -

Маяковский В.В. - биография

Слова у нас до важного самого

в привычку входят, ветшают, как платье. - "Владимир Ильич Ленин", 1924

Надо жизнь сначала переделать,

переделав - можно воспевать. - "Сергею Есенину", 1926

Послушайте!

Ведь если звезды зажигают -

значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - это необходимо,

чтобы каждый вечер над крышами

загоралась хоть одна звезда?! - "Послушайте!", 1914

Если бы выставить в музее плачущего большевика,

весь день бы в музее торчали ротозеи.

Еще бы - такое не увидишь и в века! - "Владимир Ильич Ленин", 1924

Я земной шар

чуть не весь обошел, -

и жизнь хороша,

и жить хорошо. - "Хорошо!", 1927

Партия - рука миллионопалая,

сжатая в один громящий кулак. - "Владимир Ильич Ленин", 1924

Ну, а класс-то жажду заливает квасом?

Класс - он тоже выпить не дурак. - "Сергею Есенину", 1926

Люди - лодки.

Хотя и на суше

Проживешь свое пока,

много всяких грязных ракушек

налипает нам на бока. - "Владимир Ильич Ленин", 1924

Отечество славлю, которое есть,

но трижды - которое будет. - "Хорошо!", 1927

И я, как весну человечества,

рожденную в трудах и в бою,

пою мое отечество, республику мою! - "Хорошо!", 1927

Юридически - куда хочешь идти можно,

но фактически - сдвинуться никакой возможности. - "Весенний вопрос", 1923

Мечтой встречаю рассвет ранний:

"О, хотя бы еще одно заседание

относительно искоренения всех заседаний!" - "Прозаседавшиеся", 1922

Полезные сервисы

маяковский вл. вл

Гуманитарный словарь

МАЯКО́ВСКИЙ Вл. Вл. (1893-1930) - поэт, драматург, публицист; актер, критик кино. Род. в с. Багдади Кутаис. губ., в семье лесничего. Учился в кутаис. г-зии, а после смерти отца и переезда семьи в Москву в моск. г-зии. Принимал участие в рев. движении, был арестован, помещен в Бутырки, освобожден как несовершеннолетний. Занимался в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества. Первые стих. опыты, по свидетельству самого М., носили подражат. хар-р. После сближения с футуристами М. разделял осн. программные установки этого худож. направления: независимость творчества от содержания (идея "самовитого" слова), нигилистическое отношение к культ. наследию, умозрительное конструирование иск-ва будущего и т. д. Однако уже раннее тв-во М. - стихотворения, трагедия "Владимир Маяковский" (1913), поэмы "Облако в штанах" (1915) и "Флейта-позвоночник" (1916), "Война и мир" (1916), "Человек" (1917) несли значит. социальное содержание (протест против окружающей действ-ности, чувство одиночества чел. в кап. городе, неразделенной любви). Для поэзии М. характерен гиперболизм, метафорическая насыщенность, соединение одического и сатирического начал. Восторженное приятие рев-ции ("моя революция") отразилось в стих. М. первых послеокт. лет, в пьесе "Мистерия-буфф" (1918), поэме "150 000 000" (1920), в работе над плакатами для Окон РОСТА, в поэмах "Владимир Ильич Ленин" (1924), "Хорошо!" (1927). В 1923 М. создает поэму о любви "Про это". С кон. 1922 М. - лидер ЛЕФа, лит.-худож. группировки, утверждавшей идею "социального заказа", утилитарной функции иск-ва. Эта идея отразилась не только в декларациях поэта, но и в его худож. практике (реклама, агитационные стих., стихотв. плакаты), нередко вступая в противоречие с трагич. природой дара М. Наряду с утверждающим началом в тв-ве М. сильно заявила о себе сатира, о чем свидетельствуют стих. 20-х гг. "Прозаседавшиеся", "О дряни" и др., сатир. комедии "Клоп" (1928) и "Баня" (1929-30), в к-рых автор выступил как драматург-новатор. Поэтическим завещанием М. стали два вступления к поэме "Во весь голос" (1930). Работать для кино начал в 1913. Пишет для моск. "Кино-журнала" до 1915, публикуя в нем статьи под псевдонимом и шаржи на кинозвезд. В том же году написан первый сценарий М. "Погоня за славою", оставшийся нереализованным, хотя М. полагал, что ф. по его сценарию все же был поставлен. Возможно участие М. в ф. "Кабаре футуристов № 13" (1913, не сохр.) в качестве актера, а возможно, соавт. сценария и худож. В нач. 1918 М. работает на частной кинофирме "Нептун" - пишет сценарии и исполняет гл. роли в ф. "Не для денег родившийся" (по ром. "Мартин Иден" Дж. Лондона), "Барышня и хулиган" (по пов. "Учительница рабочих" Э. Де Амии-чиса, единств. сохранившийся ф. с участием М.), "Закованная фильмой". В 1920 по сценарию М. ставится агитф. "На фронт" (не сохр.). В 1926 начинает сотрудничать с ВУФКУ - Всеукраинским фотокиноуправлением. Были поставлены ф. "Трое" (по сценарию "Дети"), "Декабрюхов и Октябрюхов" (оба - 1928). Не были реализованы сценарии "Слон и спичка", "Сердце кино" (переработка сценария "Закованная фильмой"), "Любовь Шкафолобова". Поэзия М. оказала влияние на формирование эстетики ведущей линии монтажного сов. кино 20-х гг., однако сценарии самого М. тяготели скорее к амер. кино, представленному творчеством Ч. Чаплина и др. выдающихся комиков, - с фигурой актера-автора в центре ф. М. разрабатывал так и не реализовавшийся в сов. кино жанр "высокой" феерии, к-рый ему удалось реализовать в т-ре. Особое положение, к-рое занимал М. в сов. кино, препятствовало установлению контактов с ведущими реж. Постановка сценария "Как поживаете?" (ф. о своем рабочем дне, где М. предполагал выступить в гл. роли) реж. Л. Кулешовым не осуществилась. Контакты с Г. Козинцевым и Л. Траубергом, к-рым М. предложил сценарий "Позабудь про камин", тоже не сложились. Работа в кино была для М. лабораторией для театр. драматургии. Сценарий "Позабудь про камин" он перерабатывает в пьесу "Клоп". Отдельные линии сценария "Товарищ Копытко" (1927) М. развивает в феерич. комедии "Баня", в сценарии "История одного нагана" (1927) появляются неожиданные для М. черты психологизма. Удачного воплощения поэтич. образов М. на экране удалось добиться в мультипликации - "Баня" (реж. С. Юткевич, А. Каранович, 1960), "Лошадь, скрипка и немного нервно" (реж. И. Евтеева, 1991). В 1930 М., несмотря на все попытки примирения с враждебной всякому творческому экспериментаторству официозной группировкой Рос. ассоциацией пролет. писателей - РАПП и даже вступление в нее (что было воспринято многими его соратниками по ЛЕФу как предательство), подвергся особенно жестокой травле со стороны РАППовских функционеров. Комедия "Баня", поставленная в театре В. Мейерхольдом, была снята с репертуара, власти отказали поэту в загран. визе, его выставка "20 лет работы" подверглась бойкоту. Все это вкупе с несчастной любовью привело его к самоубийству 14 апреля 1930. В последующие годы близкие М. супруги Брик приложили максимум усилий для восстановления его поэтич. репутации. После их письма Сталину в 1935 тот внезапно заявил, что М. "был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи". С этого момента началась канонизация М.

Соч.: Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1955-61.

В. В. Маяковский

В. В. Маяковский

Полезные сервисы

маяковский владимир владимирович

Энциклопедический словарь

Маяко́вский Владимир Владимирович (1893-1930), русский поэт. В дореволюционном творчестве форсированная до крика исповедь поэта, воспринимающего действительность как апокалипсис (трагедия «Владимир Маяковский», 1914, поэмы «Облако в штанах», 1915, «Флейта-позвоночник», 1916, «Война и мир», 1917). После 1917 - сотворение мифа о социалистическом миропорядке (пьеса «Мистерия-Буфф», 1918, поэмы «150000000», 1921, «Владимир Ильич Ленин», 1924, «Хорошо!», 1927) и трагически нарастающее ощущение его порочности (от стихотворения «Прозаседавшиеся», 1922, до сатирической пьесы «Баня», 1929). В поэме «Во весь голос» (1930) утверждение искренности своего пути и надежда быть понятым в «коммунистическом далеке». Реформатор поэтического языка, оказал большое влияние на поэзию XX в. Покончил жизнь самоубийством.

В. В. Маяковский.

* * *

МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович - МАЯКО́ВСКИЙ Владимир Владимирович [7 (19) июля 1893, с. Багдади Кутаисской губернии - 14 апреля 1930, Москва], русский поэт, один из ярчайших представителей авангардного искусства 1910-1920-х годов.

В дореволюционном творчестве форсированная до крика исповедь поэта, воспринимающего действительность как апокалипсис (трагедия «Владимир Маяковский», 1914; поэмы «Облако в штанах», 1915; «Флейта-позвоночник», 1916; «Человек» 1916-1917). После 1917 сотворение социалистического мифа о миропорядке (пьеса «Мистерия-буфф», 1918; поэмы «150000000», 1921; «Владимир Ильич Ленин», 1924, «Хорошо!», 1927) и трагически нарастающее ощущение его порочности (от стихотворения «Прозаседавшиеся», 1922, до пьесы «Баня», 1929). В поэме «Во весь голос» (1930) утверждение искренности своего пути и надежда быть понятым в «коммунистическом далеке». Реформатор поэтического языка, оказал большое влияние на поэзию 20 века.

Семья. Учеба. Революционная деятельность

Родился в дворянской семье. Отец Маяковского служил лесничим на Кавказе; после его смерти (1906) семья жила в Москве. Маяковский учился в классической гимназии в Кутаиси (1901-1906), затем в 5-й московской гимназии (1906-1908), откуда был отчислен за неуплату. Дальнейшее образование - художественное: обучался в подготовительном классе Строгановского училища (1908), в студиях художников С. Ю. Жуковского и П. И. Келина, в фигурном классе Училища живописи, ваяния и зодчества (1911-1914, исключен за участие в скандальных выступлениях футуристов).

Еще в 1905 в Кутаиси Маяковский принимал участие в гимназических и студенческих манифестациях, в 1908, вступив в РСДРП, вел пропаганду среди московских рабочих. Несколько раз подвергался арестам, в 1909 провел 11 месяцев в Бутырской тюрьме. Время заключения называл началом своей стихотворной деятельности; написанные стихи у него перед освобождением были отобраны.

Маяковский и футуризм

В 1911 завязывается дружба Маяковского с художником и поэтом Д. Д. Бурлюком (см. БУРЛЮК Давид Давидович), в 1912 организовавшим литературно-художественную группу футуристов «Гилея» (смотри Футуризм (см. ФУТУРИЗМ)). С 1912 Маяковский постоянно принимает участие в диспутах о новом искусстве, выставках и вечерах, проводившихся радикальными объединениями художников-авангардистов «Бубновый валет» (см. БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ) и «Союз молодежи». Поэзия Маяковского всегда сохраняла связь с изобразительным искусством, прежде всего в самой форме записи стихов (столбиком, позднее «лесенкой»), которая предполагала дополнительное, чисто зрительное, впечатление, производимое стихотворной страницей.

Стихи Маяковского были впервые опубликованы в 1912 в альманахе группы «Гилея» «Пощечина общественному вкусу», где был помещен и манифест, подписанный Маяковским, В. В. Хлебниковым (см. ХЛЕБНИКОВ Велимир), А. Е. Крученых (см. КРУЧЕНЫХ Алексей Елисеевич)и Бурлюком, в нарочито эпатирующей форме заявлявший о разрыве с традициями русской классики, необходимости создания нового языка литературы, соответствующего эпохе. Воплощением идей Маяковского и его единомышленников-футуристов о назначении и формах нового искусства стала постановка в петербургском театре «Луна-парк» в 1913 его стихотворной трагедии «Владимир Маяковский» (опубликована в 1914). Декорации для нее писали художники из «Союза молодежи» П. Н. Филонов (см. ФИЛОНОВ Павел Николаевич) и И. С. Школьник, а сам автор выступил режиссером и исполнителем главной роли - поэта, страдающего в отвратительном современном городе, изуродовавшем, растлившем своих жителей, которые хоть и избирают поэта своим князем, но не умеют признать и оценить приносимую им жертву.

«Творец в горящем гимне». Поэзия 1910-х гг.

В 1913 выходит книга Маяковского из четырех стихотворений под названием «Я», его стихи появляются на страницах футуристских альманахов (1913-1915) «Молоко кобылиц», «Дохлая луна», «Рыкающий Парнас», начинают печататься в периодике, издаются поэмы «Облако в штанах» (1915), «Флейта-позвоночник» (1916), «Война и мир» (1917), сборник «Простое, как мычание» (1916). Поэзия Маяковского наполнена бунтом против всего мироустройства - социальных контрастов современной урбанистической цивилизации, традиционных взглядов на прекрасное и поэзию, представлений о вселенной, рае и Боге. Маяковский использует воинственно изломанный, грубый, стилистически сниженный язык, контрастно оттеняющий традиционные поэтические образы, - «любовь на скрипки ложите», «ноктюрн... на флейте водосточных труб». Лирический герой, эпатирующий обывателя резкостью, ломкой языка и богохульством («Арканом в небе поймали бога»), остается романтиком, одиноким, нежным, страдающим, чувствующим ценность «мельчайшей пылинки живого».

Стихи Маяковского 1910-х годов были ориентированы на воспроизведение в устной форме - с эстрады, на вечерах, диспутах (сборник «Для голоса», 1923; в журналах, газетах и книжных изданиях стихи часто появлялись в исковерканном цензурой виде). Для восприятия на слух как нельзя лучше подходили их короткие рубленые строки, «рваный» синтаксис, «разговорность» и нарочито фамильярная («панибратская») интонация: «... Вам ли, любящим баб да блюда, жизнь отдавать в угоду?». В сочетании с высоким ростом («здоровенный, с шагом саженьим») и зычным голосом Маяковского все это создавало неповторимый индивидуальный образ поэта-борца, площадного митингового оратора, защитника «безъязыкой улицы» в «адище города», слова которого не могут быть красивы, они - «судороги, слипшиеся комом».

«Любовь - это сердце всего»

Уже в ранних бунтарских стихах и поэмах Маяковского значительное место занимает любовная лирическая тема: «Любовь мою, как апостол во время оно, по тысяче тысяч разнесу дорог». Любовь «вымучивает душу» страдающего, одинокого поэта. В 1915 Маяковский познакомился с Лилей Брик (см. БРИК Лиля) , которая заняла центральное место в его жизни. Из своих отношений поэт-футурист и его возлюбленная стремились построить модель новой семьи, свободной от ревности, предрассудков, традиционных принципов отношений женщины и мужчины в «буржуазном» обществе. С именем Брик связаны многие произведения поэта, интимная интонация окрашивает обращенные к ней письма Маяковского. Заявляя в 1920-е годы, что «теперь не время любовных ляс», поэт тем не менее сохраняет верность теме (лирические стихотворения, поэма «Про это», 1923), которая достигает трагически надрывного звучания в последних строках Маяковского - в неоконченном вступлении к поэме «Во весь голос» (1930).

«Я хочу быть понят моей страной»

Революция была принята Маяковским как осуществление возмездия за всех оскорбленных в прежнем мире, как путь к земному раю. Позицию футуристов в искусстве Маяковский утверждает как прямую аналогию теории и практики большевиков и пролетариата в истории и политике. Маяковский организует в 1918 группу «Комфут» (коммунистический футуризм), деятельно участвует в газете «Искусство коммуны», в 1923 создает «Левый фронт искусств» (ЛЕФ (см. ЛЕФ)), куда вошли его единомышленники - писатели и художники, издает журналы «ЛЕФ» (1923-1925) и «Новый ЛЕФ» (1927-1928). Стремясь использовать все художественные средства для поддержки нового государства, пропаганды новых ценностей, Маяковский пишет злободневную сатиру, стихи и частушки для агитационных плакатов («Окна РОСТА», 1918-1921). Грубость, четкость, прямолинейность его поэтического стиля, умение превращать элементы оформления книжной и журнальной страницы в эффективные выразительные средства поэзии - все это обеспечивало успех «звонкой силе поэта», целиком отданной на службу интересам «атакующего класса». Воплощением позиции Маяковского этих лет стали его поэмы «150 000 000» (1921), «Владимир Ильич Ленин» (1924), «Хорошо!» (1927).

К концу 1920-х годов у Маяковского нарастает ощущение несоответствия политической и социальной реальности вдохновлявшим его с отроческих лет высоким идеалам революции, в соответствии с которыми он строил всю свою жизнь - от одежды и походки до любви и творчества. Комедии «Клоп» (1928) и «Баня» (1929) представляют собой сатиру (с элементами антиутопии) на обуржуазившееся общество, забывшее о тех революционных ценностях, ради которых создавалось. Внутренний конфликт с окружающей действительностью наступавшего «бронзового» советского века несомненно оказался среди важнейших стимулов, подтолкнувших поэта к последнему бунту против законов мироустройства - самоубийству.

Большой энциклопедический словарь

МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович (1893-1930) - русский поэт. В дореволюционном творчестве форсированная до крика исповедь поэта, воспринимающего действительность как апокалипсис (трагедия "Владимир Маяковский", 1914, поэмы "Облако в штанах", 1915; "Флейта-позвоночник", 1916; "Человек" 1916-17). После 1917 сотворение социалистического мифа о миропорядке (пьеса "Мистерия-буфф", 1918, поэмы "150000000", 1921, "Владимир Ильич Ленин", 1924, "Хорошо!", 1927) и трагически нарастающее ощущение его порочности (от стихотворения "Прозаседавшиеся", 1922, до пьесы "Баня", 1929). В поэме "Во весь голос" (1930) утверждение искренности своего пути и надежда быть понятым в "коммунистическом далеке".

Реформатор поэтического языка, оказал большое влияние на поэзию 20 в. Покончил жизнь самоубийством.МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович МАЯТНИК -1) математический маятник - материальная точка, совершающая под действием силы тяжести колебательные движения. Приближенно такой маятник может быть осуществлен в виде тяжелого груза достаточно малых размеров, подвешенного на нити. Период колебания маятника,где L - длина нити, g - ускорение свободного падения.2) Физический маятник - тело, совершающее под действием силы тяжести колебания вокруг неподвижной горизонтальной оси, не проходящей через центр тяжести тела. Период колебаний ,где I - момент инерции тела, m - масса тела, L - расстояние его центра тяжести С от оси вращения О. Приведенные формулы справедливы лишь при малых амплитудах колебаний. Свойствами маятника пользуются в часах и ряде других приборов.

Энциклопедия Кольера

МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович (1893-1930), русский поэт и драматург, один из виднейших представителей русской поэзии 20 в. Упрощенный подход к теме и нарочито сниженный тон сочетаются в поэзии Маяковского с высоким техническим мастерством. Первооткрыватель русского тонического стиха (до него в русской метрике преобладал скорее силлабический, нежели акцентный принцип), он оказал глубокое влияние на творчество советских поэтов. Родился 19 июля 1893 в грузинском селе Багдади, в семье лесничего. Учился живописи в Москве, затем решил стать поэтом и присоединился к движению футуристов, которые ниспровергали традиции и культивировали экспериментальное отношение к языку. Большая поэма Облако в штанах (1915) принесла Маяковскому известность. Исполненные страстного напряжения любовные поэмы, такие, как Флейта-позвоночник (1915), Человек (1917) и Про это (1923), чередовались с попытками трактовать объемные социальные, исторические и политические темы, как в поэмах Война и мир (1917), 150.000.000 (1921), Владимир Ильич Ленин (1924) и Хорошо! (1927). Драматические произведения Маяковского - футуристическая трагедия Владимир Маяковский (1913) и сатиры Мистерия-Буфф (1918, 2-я ред. 1921), Клоп (поставлена 1929) и Баня (поставлена 1930). Маяковский восторженно приветствовал революцию и возглавлял литературно-художественное объединение "Левый фронт искуств" (ЛЕФ). Маяковский покончил жизнь самоубийством в Москве 14 апреля 1930.

ЛИТЕРАТУРА

Маяковский В.В. Полное собрание сочинений, тт. 1-13. М., 1955-1961 В.Маяковский в воспоминаниях современников. М., 1963 Харджиев Н., Тренин В. Поэтическая культура Маяковского. М., 1970 Перцов В. Маяковский: Жизнь и творчество, 3-е изд., тт. 1-3. М., 1976 Гончаров Б.П. Поэтика Маяковского. М., 1983 Катанян В. Маяковский: Хроника жизни и деятельности. М., 1985

Полезные сервисы